Прозрачные и открытые учебные заведения

Цель: Увеличение числа учебных заведений, деятельность которых полностью соответствует принципам открытости и прозрачности

Задачи: 1) Автоматизация и оптимизация бизнес процессов организаций образования

2) Открытость и прозрачность принятия решений организациями образования

3) Открытость и прозрачность формирования и расходования бюджетов организаций образования

 

1.Анализ основной проблемы. Процесс выработки и принятия управленческих решений по-прежнему остается одним из самых закрытых, в связи с чем имеет высокие коррупционные риски. Более того, прямой контакт должностных лиц с населением при оказании услуг также является коррупциогенным.

Каждое учебное заведение в своей деятельности принимает множество решений. К примеру, в школах принимаются такие решения, как зачисление ребенка в школу, распределение учащихся по классам, оценивание качества знаний, прием на работу преподавателей и распределение часов между ними, перевод на домашнее обучение и т.д. В вузах принимаются решения по распределению мест в общежитиях, выделению университетского гранта на бесплатное обучение, переводу на другой вид обучения (дистанционное, вечернее, заочное), выдаче академического отпуска, выдача стипендии на обучение за рубежом в рамках программы обмена студентов и др. Местными исполнительными органами и уполномоченным органом в сфере образования принимаются решения по назначению руководителей учебных заведений, распределению грантов между ними и т.д. Необходимо отметить, что действующие требования к кандидатам на должность ректоров государственных вузов очень минимальные

Каждое из решений, в случае принятия его единолично, может стать коррупциогенным полем, поскольку может приниматься в пользу отдельных лиц и возможно за вознаграждение.

Одним из действенных мер снижения коррупции является автоматизация, поскольку она сокращает условия, при которых может возникать коррупция, исключает человеческий фактор и контакт. К примеру, незамедлительная передача результатов аттестации с помощью информационных технологий в МОН для автоматического контроля исполнения предусмотренных регламентов позволило бы уменьшить возможности для коррупционных проявлений такого рода.

Однако действующие в МОН информационные системы «НОБД», «ЕСУВО», «ИАСУД ПНФО» не введены в промышленную эксплуатацию и в целях предупреждения коррупции используются не должным образом.

Также, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики на 2017 год в Казахстане насчитывается более 470 тысяч студентов, 131 тысяча из которых учится в городе Алматы. По данным «Жас Отан» – молодежного крыла правящей партии «Нур Отан», в Алматы функционирует 94 студенческих общежитий на 30 тысяч мест, это означает, что место в общежитии достается лишь одному из четырех студентов в городе.  В данном случае у сотрудников вузов имеется возможность оказать предпочтение отдельным лицам.

 

  1. Пути решения. Необходимо провести анализ бизнес-процессов всех типов учебных заведений, сформировать перечень всех принимаемых ими решений и выработать предложения по обеспечению прозрачности по каждому решению учебных заведений посредством их автоматизации, внедрению института общественного контроля, создания коллегиальных органов, обеспечения открытости данных и других механизмов. К примеру, коррупционные риски процедуры принятия экзаменов у учащихся и студентов можно снизить путем внедрения обезличивания ответов экзаменуемых посредством их шифрования, а также разграничения между преподавателями функций обучения и принятия экзаменов.
  2. Действующие и вновь создаваемые информационные системы МОНа, управлений образования акиматов необходимо интегрировать со шлюзом электронного правительства. Проработать и принять меры по использованию действующих информационных систем для превенции коррупционных проявлений.

В целях повышения эффективности отчетных встреч ректоров национальных вузов с населением предлагается утвердить типовой перечень вопросов, обязательных освещению на этих встречах, а также распространить этот инструмент на все вузы и колледжи страны, вне зависимости от их статуса и вида.

 

  1. Основные мероприятия по направлению 2. Прозрачные и открытые учебные заведения

 

Наименование мероприятия Сроки

реализации

Форма

завершения

Ответственные исполнители
1 2 3 4 5
1. Анализ бизнес-процессов пилотных организаций образования г.Алматы 2 — 3 квартал 2018 года аналитическая справка Проектная группа №2

 

2. Формирование перечня принимаемых решений организациями образования в разрезе их видов и типов 3 квартал

2018 года

перечень решений Проектная группа №2
3. Выработка предложений:

по обеспечению прозрачности по каждому решению организаций образования;

по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов организаций образования

4 квартал

2018 года

предложения Проектная группа №2
4. Анализ сайтов организаций образования г.Алматы 2 — 3 квартал 2018 года аналитическая справка Проектная группа №2
5. Направление во все организации образования г.Алматы рекомендаций по наполнению сайтов 2 — 3 квартал 2018 года рекомендации Проектная группа №2
6. Разработка типового перечня вопросов, обязательного для освещения на отчетных встречах ректоров национальных вузов с населением 2 квартал 2018 года типовой перечень вопросов Проектная группа №2
7. Внедрение обязательных ежегодных отчетных встреч с населением для руководителей всех организаций образования 3 — 4 квартал 2018 года Предложения в МОН Проектная группа №2

 

  1. Состав проектной группы по Направлению 2 (Приложение №3).