Цель: Повышение качества обучения посредством внедрения антикоррупционных механизмов
Задачи:
1) Формирование в организациях образования среды, не приемлющей «продажу оценок»
2) Стимулирование преподавателей к применению в практике антикоррупционных механизмов
3) Повышение среди учащихся и студентов культа знаний
4) Внедрение рейтинга вузов, колледжей и школ по обеспечению академической честности и внедрению антикоррупционных механизмов
Анализ основных проблем. В целом, уровень развития образования в Казахстане высокий. Вследствие расширения сетей дошкольных организаций охват детей в возрасте 3-6 лет вырос до 85,8%. В среднем образовании отмечается высокий уровень охвата (98,1%). По качеству образования в начальных школах Казахстан входит в 15 лучших стран в рейтинге TIMSS.
Вместе с тем, средний балл Казахстана по рейтингу PISA на 10% ниже аналогичного показателя стран ОЭСР, что указывает на необходимость повышения качества среднего образования.
В Глобальном индексе конкурентоспособности Казахстан занимает 68-е место по качеству среднего образования из 138 стран, 63-е место по качеству высшего образования, 70-е место по уровню подготовки и развития персонала и 100-е место по качеству школ менеджмента.
В мировых рейтингах QS WUR отмечены всего восемь казахстанских вузов, из них только два вуза вошли в топ-300 и топ-400.
Одним из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень качества образования, является академическая честность.
В организациях образования страны на всех уровнях образования все ещё присутствует «продажа оценок», выставление незаслуженных высоких оценок превратилось на ментальном уровне в норму. В итоге при наличии достаточного количества вакансий уровень безработицы в стране составляет 4,9% (по данным stat.gov за 4 кв.2017 г.). При этом более 39% безработных составляет молодежь в возрасте 25-34 лет, уровень безработицы среди молодых людей этого возраста составляет 5,8%. Это именно тот возраст, когда молодые люди заканчивают обучение в высших учебных заведениях и послевузовское образование. Кроме того, из общего числа безработных более 71% составляют люди, имеющие высшее и профессиональное образование.
Пути решения. Создать условия, при которых организации образования будут заинтересованы в повышении академической культуры учащихся и студентов и, как её элемент, академической честности. В частности, предлагается создать независимый рейтинг вузов, колледжей и школ по обеспечению академической честности и внедрению антикоррупционных механизмов, который должен стать действенным инструментом в проведении организациями образования формализации и институционализации антикоррупционных процедур и мер по повышению академической этики, как учащихся, так и преподавательского состава.
Основные мероприятия по направлению
Академическая честность
№ | Наименование мероприятия | Сроки
реализации |
Форма
завершения |
Ответственные исполнители |
1 | Разработка Правил соблюдения академической честности обучающимися и Антикоррупционного обязательства для преподавателей | апрель — июнь 2018 года | правила,
обязательство |
Проектная группа №3 |
2 | Тиражирование Правил соблюдения академической честности обучающимися во все организации образования страны и Антикоррупционного обязательства для преподавателей | 2018-2019 учебный год | отчет в проектный офис |
Проектная группа №3 |
3 | Изучение опыта организаций образования, имеющих положительные результаты в обеспечении академической честности (benchmarking) | 2 квартал 2018 года | предложения | Проектная группа №3 |
4 | Разработать benchmark обеспечения академической честности и внедрения антикоррупционных механизмов для каждого типа учебного заведения | 3 квартал 2018 года | методические рекомендации | Проектная группа №3 |
5 | Разработка системы оценки деятельности преподавателей для каждой категории организации образования (школы, колледжи, вузы) | июнь — август 2018 года | проект Методики оценки деятельности преподавателей | Проектная группа №3 |
6 | Апробация системы оценки деятельности преподавателей в пилотных учебных заведениях г.Алматы (с включением в методику оценки критериев, оценивающих применение преподавателями в своей работе антикоррупционных механизмов) | 2018-2019 учебный год | протокола апробации | Проектная группа №3 |
7 | Корректировка системы оценки деятельности преподавателей с учетом результатов её апробации | июнь – август 2019 года | Методика оценки деятельности преподавателей | Проектная группа №3 |
8 | Внедрение системы оценки деятельности преподавателей во всех организациях образования страны | 2019 – 2020 учебный год | проект
решения МОН |
Проектная группа №3 |