- 1. Основные достижения.
Благодаря политике Главы государства, Казахстан реализует принципиально новую модель противодействия коррупции. Процесс осуществляется в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», которая возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением, а также Посланий Президента Республики Казахстан, Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, Пяти институциональных реформ и Плана нации «100 конкретных шагов». В этих документах заложены системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям.
Большая работа в сфере противодействия коррупции проводится партией «Нұр Отан». Как ведущая политическая сила страны партия «Нұр Отан» своей важнейшей задачей ставит консолидацию всего гражданского общества по противодействию коррупции. По поручению Лидера партии Нурсултана Абишевича Назарбаева «Нұр Отан» разработал Программу противодействия коррупции до 2025 года. Она легла в основу Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента.
Только за последние три года принято более 60-ти законов, положения каждого из которых, направлены на минимизацию коррупции. Среди них, особое место занимают законы Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «Об общественных советах», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О доступе к информации» и другие.
В результате принятых системных и комплексных мер минимизированы административные барьеры и коррупционные риски, повышено качество оказания государственных услуг за счет введения стандартов и регламентов их оказания, обеспечен переход к транспарентному, прозрачному государству, подотчетному перед обществом, налажено конструктивное партнерство и открытый диалог с неправительственным сектором, приняты современные и эффективные законы, повысились правосознание, правовая и антикоррупционная культура населения. Свидетельством тому является повышение уровня доверия общества к антикоррупционной политике государства.
К инструментам противодействия коррупции в сфере образования можно отнести: Концептуальные вопросы воспитания (утверждены приказом Министерства образования и науки от 22 апреля 2015 года №227); созданные практически в каждой общеобразовательной школе и колледжах добровольные клубы «Адал ұрпақ» (более 90% школ), целью которых является формирование антикоррупционной культуры в школьной среде; Антикоррупционные хартии, подписанные всеми высшими и средними специальными (профессиональными) учебными заведениями; внедрение темы антикоррупционной направленности в учебные программы отдельных предметов и дисциплин на всех уровнях образования; Модельные учебные программы по дисциплине «Основы антикоррупционной культуры» по всем специальностям и направлениям подготовки бакалавров; Типовые программы обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции; перевод в разряд государственных услуг процесс приёма документов на конкурс по размещению государственных грантов; создаваемые при вузах Центры обслуживания студентов, оказывающие услуги студентам по принципу «одного окна» и исключающие контакт студентов с деканатом; автоматизация государственных услуг в сфере образования, например, внедрена независимая автоматизированная система по формированию очередей и распределению мест в детских садах, разработана информационная система «mektepalmaty», позволившая обеспечить прозрачность данных о наличии свободных ученических мест в школах города; информационно-разъяснительная программа «От Вуза к Вузу», студенческие флешмобы «Адал бол», «Университеты вне коррупции», «Чистая сессия» и другие.
Вместе с тем, образование остается сферой, подверженной коррупции. Эксперты ОЭСР, обращая внимание на высокий уровень коррупции в сфере высшего образования, отметили необходимость принятия серьезных мер по превенции коррупции в этой сфере.
В частности, возникает потребность масштабного анализа коррупционных рисков в этой сфере, совершенствования антикоррупционного планирования, обеспечения прозрачности деятельности и проведения аккредитации, исключения внеплановых проверок, совершенствования порядка проведения закупок и т.д.
Взвешенный подход по имплементации лучшего мирового опыта, основанного на глубоком анализе ситуации в Казахстане с учетом региональных особенностей, позволит повысить качество национального законодательства, дополнить его новым содержанием, привести его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создать условия для повышения эффективности антикоррупционной политики.
- Обоснование Проекта.
1) четверть населения страны (4,5 млн.чел.) задействована в сфере образования (учащиеся школ, студенты колледжей, преподаватели);
2) сфера образования является фактором не только образовательного, но и духовного и культурного развития молодёжи, и именно в молодом возрасте закладываются основные жизненные принципы и человеческие ценности;
3) академическая честность является одним из основных факторов качества образования и формирования антикоррупционного сознания учащихся и студентов;
4) молодёжь, получившая багаж качественных знаний и правильных жизненных принципов, будет придерживаться антикоррупционного поведения и во взрослой жизни.
3. Приоритеты современной антикоррупционной политики.
Главной отличительной чертой новой антикоррупционной политики государства является смещение акцента на профилактику коррупции. Впервые внедрены институты превенции – антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Реализуется комплекс мер по антикоррупционному обучению и воспитанию населения, формированию атмосферы абсолютного неприятия коррупции.
Постепенно приходит понимание того, что лучшим средством избавления общества от коррупции, является ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное лечение.
Антикоррупционная политика страны строится и реализуется на рациональном сочетании антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания.
Вместе с тем государство не намерено ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления, поскольку неотвратимость наказания за противоправные деяния — это не только важнейший принцип законности, но и показатель обеспечения социальной справедливости.
Благодаря принимаемым мерам, коррупция перестает быть латентной.
- Результаты анализа текущей ситуации позволяют выделить ключевые факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, для решения которых определены основные направления Проекта:
1) антикоррупционная культура;
2) прозрачность и открытость организаций образования;
3) академическая честность;
4) антикоррупционное законодательство в сфере образования;
5) информационная поддержка.