Цель: Увеличение доли населения, не приемлющего проявлений коррупции
Задачи:
1) Повышение антикоррупционной грамотности всех субъектов сферы образования
2) Культивирование у субъектов сферы образования антикоррупционного поведения
3) Преобразование учащихся, студентов и преподавателей в проводников антикоррупционной политики
Анализ основных проблем. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры. Республиканское ОО «Общество молодых профессионалов» в рамках проекта «Повышение потенциала молодежи Казахстана, участвующее в процессе принятия решений в отношении качества высшего образования», финансируемого Европейским союзом, провело социологический опрос среди казахстанских студентов по поводу коррупции в высших учебных заведениях. По результатам опроса, 55% респондентов подтвердили, что коррупция в вузах имеет место, при этом по словам студентов, наиболее распространено мздоимство за экзамен или зачет. Также существует такая форма вымогательства, как требование купить книги или учебные материалы, оказать услугу. Имеет место непрозрачность в распределении мест в общежитиях. На вопрос: «Какие меры предпринимает администрация, если студенты информируют о коррупции?» — большинство респондентов ответило, что не знают случаев, когда бы кто-то на это жаловался (46,7%), некоторые затруднились ответить (23%), 9% отметили, что администрация такие обращения игнорирует, еще 9% сообщили, что разбирательства имеют место, но потом дело закрывают, лишь 12% сказали, что руководство увольняет вымогающих взятки преподавателей.
Также, нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан. Незнание гражданами своих прав дает возможность не чистым на руку людям использовать это в своих мошеннических целях и наживаться на этом.
Пути решения. Проведение системной и масштабной работы с субъектами Проекта по повышению их правовой и антикоррупционной грамотности, формированию сознания всеобщего неприятия коррупции, культивированию антикоррупционного поведения. Преобразование субъектов Проекта в «проводников» антикорруцпионной политики, в «агентов» перемен.
Основные мероприятия по направлению
«Антикоррупционная культура»
№ | Наименование мероприятия | Сроки
реализации |
Форма завершения | Ответственные исполнители |
1. | Разработка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному обучению для каждой целевой категории лиц сферы образования (обучающиеся, воспитатели, преподаватели, руководители учебных заведений, родители) | апрель — май 2018 года | проект методических рекомендаций, программ обучения | Проектная группа №1 |
2. | Разработка хэндбука для каждой целевой категории лиц всех уровней образования | июнь – июль
2018 года |
хэндбук | Проектная группа №1 |
3. | Дополнение программ обучения дисциплинами антикоррупционного образования (включение дисциплин в программы дошкольного, среднего, среднего специального, высшего, послевузовского образования, повышения квалификации преподавателей, в планы работ с родителями) | июнь — август
2018 года |
программы обучения | Проектная группа №1 |
4. | Апробация новых программ антикоррупционного обучения в пилотных учебных заведениях г.Алматы с организацией устойчивой обратной связи со стороны экспертов и психологов | 2018 — 2019 учебный год | протокола апробации | Проектная группа №1 |
5. | Корректировка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному обучению с учетом результатов их апробации | июнь – август 2019 года | методические рекомендации | Проектная группа №1 |
6. | Реализация программ антикоррупционного обучения во всех организациях образования страны | 2019 — 2020 учебный год | проект
решения МОН |
Проектная группа №1 |
7. | Разработка системы оценки деятельности преподавателей для каждой категории организаций образования (школы, колледжи, вузы) | июнь — август 2018 года | проект Методики оценки деятельности преподавателей | Проектная группа №1 |
8. | Апробация системы оценки деятельности преподавателей в пилотных организациях образования г.Алматы (с включением в методику оценки критериев, оценивающих применение преподавателями в своей работе антикоррупционных механизмов) | 2018-2019 учебный год | протокола апробации | Проектная группа №1 |
9. | Корректировка системы оценки деятельности преподавателей с учетом результатов её апробации | июнь – август 2019 года | Методика оценки деятельности преподавателей | Проектная группа №1 |
10. | Внедрение системы оценки деятельности преподавателей во всех учебных заведениях страны | 2019 – 2020 учебный год | проект
решения МОН |
Проектная группа №1 |
11. | Создание и широкая трансляция фильмов, мультфильмов, социальных роликов, вайнов, ютуб канала и т.д. Проведение ANTICORRUPTION TALKS (открытые дисскусионные площадки на базе ВУЗов с участием известных общественных деятелей НПО, Гражданского альянса, блогеров, лидеров общественного мнения) | Постоянно
в течение всего срока реализации проекта |
медиа продукты | Проектная группа №1 |
12. | Проведение акций, форумов, флэшмобов, челленджей и других массовых мероприятий, направленных на увеличение числа лиц, поддерживающих антикоррупционную политику государства | Постоянно
в течение всего срока реализации проекта |
мероприятия | Проектная группа №1 |
13. | Разъяснение среди родителей миссии и роли попечительских советов (по г.Алматы) | апрель – июнь 2018 года | собрания | Проектная группа №1 |
14. | Создание попечительских советов во всех организациях образования г.Алматы | 2018-2019 учебный год | проект НПА | Проектная группа №1 |
15. | Повышение роли попечительских советов | 2018-2019 учебный год | проект НПА | Проектная группа №1 |
16. | Создание попечительских советов во всех организациях образования страны | 2019-2020 учебный год | проект НПА | Проектная группа №1 |