«УТВЕРДИТЬ»
Города Алматы аким
_____________ Байбек Б.К. «___» __________ 2018 г. |
«УТВЕРДИТЬ»
Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
_______________ Шпекбаев А.Ж. «___» ___________ 2018 г. |
«УТВЕРДИТЬ»
Ректор Казахского национального университета имени аль-Фараби
_______________ Мутанов Г.М. «___» ___________ 2018 г. |
||
Проект «Сознательное поколение»
2018-20 2 0 лет для чартера
Алматы, 2018 г.
Секция 1. Миссия и стратегия
- Миссия проекта «Сознательное поколение» на 2018-2020 годы (далее — Проект) : патриоты и конкурентоспособная молодежь, живущая в Казахстане, свободном от коррупции.
- Цель проекта — искоренить коррупцию в системе образования, создать среду для искоренения коррупции через систему образования.
- Стратегия проекта основана на апробации и реализации пилотных направлений для дальнейшего использования лучших практик в образовательных учреждениях страны.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
- Ключевые достижения . Благодаря политике Президента Казахстан внедряет принципиально новую модель противодействия коррупции. Этот процесс осуществляется в рамках Стратегии «Казахстан-2050»: нового политического направления нашего государства, которое представляет прямую угрозу национальной безопасности и направлено на объединение государства и общества в борьбе с этим негативным явлением, а также Послания Президента Республики Казахстан, 2015. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2025 год, пять институциональных реформ и Национальный план «100 конкретных шагов». В этих документах предусмотрены системные условия борьбы с коррупцией и формирование нетерпимости в обществе к любым проявлениям.
Партия «Нур Отан» много делает в сфере противодействия коррупции. Как одна из ведущих политических сил страны, партия «Нур Отан» объединяет все гражданское общество в борьбе с коррупцией как одной из важнейших задач. По поручению лидера партии Нурсултана Назарбаева «Нур Отан» разработал антикоррупционную программу до 2025 года. Это стало основой антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента.
За последние три года было принято более 60 законов, каждый из которых направлен на снижение коррупции. Среди них законы Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «Об общественных советах», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О доступе к информации» и др. Имеет особое значение.
В результате систематических и комплексных мер были сведены к минимуму административные барьеры и риски коррупции, улучшено качество государственных услуг за счет введения стандартов и регламентов обслуживания, перехода к подотчетному обществу, прозрачному, открытому государству, конструктивному партнерству. открытый диалог с негосударственным сектором, приняты современные и эффективные законы, выросла правосознание населения, правовая и антикоррупционная культура. Об этом свидетельствует рост доверия населения к антикоррупционной политике государства.
Средства противодействия коррупции в образовании: Концептуальные вопросы образования (утверждены приказом Минобрнауки от 22 апреля 2015 г. № 227); Адал Урпак (более 90% школ) волонтерские клубы, созданные для создания антикоррупционной культуры почти во всех средних школах и колледжах; антикоррупционные хартии, подписанные всеми учреждениями высшего и среднего специального (профессионального) образования; включение антикоррупционных тем в учебные программы всех уровней образования по отдельным дисциплинам; типовые учебные планы по дисциплине «Основы антикоррупционной культуры» по всем специальностям и направлениям подготовки бакалавров; Стандартные программы обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции; перевод процесса приема документов на конкурс государственных грантов в категорию государственных услуг; Центры обслуживания студентов, созданные при университете, которые предоставляют услуги студентам по принципу «одного окна» и не включают связь студентов с деканатом; автоматизация государственных услуг в сфере образования, например, внедрение независимой автоматизированной системы очередей и определения вакансий в детских садах, создание информационной системы «мектепалматы» для обеспечения прозрачности информации о вакансиях для учащихся городских школ ; Информационно-разъяснительная программа «От университета к университету», студенческие флешмобы «Адал Бол», «Университет без коррупции»,
В то же время сектор образования остается подверженным коррупции. Эксперты ОЭСР, отметив высокий уровень коррупции в высшем образовании, отметили необходимость принятия серьезных мер по предотвращению коррупции в этой сфере.
В частности, необходимость комплексного анализа коррупционных рисков в этой сфере, совершенствования антикоррупционного планирования, обеспечения прозрачности деятельности и аккредитации, совершенствования процедур закупок, кроме внеплановых проверок и т. Д.
Этот шаг, основанный на глубоком анализе ситуации в Казахстане с учетом региональной специфики, создаст условия для повышения качества национального законодательства, добавления нового содержания, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, повышения эффективность антикоррупционной политики .
- Обоснование проекта.
1) четверть населения страны (4,5 миллиона человек) в сфере образования (школьники, студенты, учителя);
2) образование является фактором не только воспитания, но и духовного и культурного развития молодежи, и именно в этом возрасте формируются основные жизненные принципы и общечеловеческие ценности;
3) академическая честность — один из основных факторов, определяющих качество образования и антикоррупционную осведомленность школьников и студентов;
4) молодые люди с качественным образованием и здоровыми жизненными принципами проявляют стойкость в борьбе с коррупцией как в молодости, так и во взрослом возрасте.
- Приоритеты современной антикоррупционной политики. Главная особенность новой антикоррупционной политики государства — уделение особого внимания предупреждению коррупции. Впервые внедрены превентивные институты — антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Чтобы создать атмосферу абсолютного неприятия коррупции, принимаются комплексные меры по просвещению и просвещению населения в отношении коррупции.
Постепенно лучший способ искоренить коррупцию в обществе — это ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное лечение.
Антикоррупционная политика страны основана на эффективном сочетании антикоррупционного просвещения, предотвращения и наказания.
При этом государство не будет ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления, поскольку неотвратимость наказания за противоправные действия является не только важным принципом верховенства закона, но и показателем социальной справедливости.
Благодаря принятым мерам коррупции не будет.
- По результатам анализа текущей ситуации, выявления основных факторов, приводящих к коррупционным правонарушениям, определены основные направления Проекта:
1) антикоррупционная культура;
2) прозрачность образовательных организаций;
3) академическая честность;
4) антикоррупционное законодательство в сфере образования;
5) информационная поддержка.
Раздел 3. Объекты, субъекты и сроки реализации проекта
- Основные задачи проекта будут реализованы во всех учебных заведениях и на всех уровнях образования.
- Срок реализации: 2018-2020 гг.
- Объекты проекта: детские сады, детские дома, общеобразовательные школы, средние специальные (профессиональные) и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования, детские лагеря, исправительные учреждения для несовершеннолетних.
- Тематика проекта: воспитанники детских садов и детских домов, учащиеся общеобразовательных школ и средних специальных (профессиональных) учебных заведений, студенты высших учебных заведений, магистранты, докторанты (далее — студенты), а также преподаватели всех учебных заведений, родители, исследователи.
Раздел 4. Управление проектом
- Руководитель проекта: Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы (далее — Департамент Агентства).
- Для координации проекта рабочим органом проекта будет Проектный офис. Задача проектного офиса — реализовать проект, достичь поставленных целей, координировать и контролировать деятельность проектных команд. В состав проектного офиса входят представители Департамента Агентства, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, акимата города Алматы, Казахского национального университета имени аль-Фараби. Сотрудник Департамента Агентства будет назначен руководителем проектного офиса.
- Работу над этими задачами обеспечат соответствующие проектные группы. Координация и поддержка проектных команд осуществляется руководителем и сотрудниками Проектного офиса. В состав проектных команд входят должностные лица местных исполнительных органов г. Алматы, организаций образования, общественных объединений, ассоциаций, эксперты и другие. определяется без увольнения.
- Офис проекта находится в Алматы, что основано на следующем. Алматы — город студентов и молодежи, в котором учится каждый третий студент страны. В Алматы действуют 38 из 127 казахстанских вузов, более 138 тысяч студентов (около 28% всех студентов страны) получают высшее образование. В городе 84 колледжа и 245 средних школ. Кроме того, половина населения Алматы моложе 35 лет. Количество молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет превышает 777,9 тысячи человек, что составляет 45% от общего числа молодых людей в стране.
В настоящее время основные вопросы планомерной работы по предупреждению коррупции решаются в рамках Программы развития Алматы до 2020 года. Программа основана на принципах прозрачности, подотчетности и прозрачности. Программа реализует проекты на основе цифровых, «умных» технологий, обеспечивает прозрачность и исключает благоприятные условия для коррупции. Так, в общественном транспорте введена безналичная оплата, платные комиссии — безналичный расчет, а в этом году ГИБДД перейдет на систему безналичной оплаты штрафов.
В прошлом году с целью улучшения и ускорения качества оказания государственных услуг открыта общественная приемная «Открытый Алматы». Администрация города, районные акиматы, правоохранительные органы предоставляют услуги по принципу «одного окна».
Для создания привлекательного инвестиционного климата процесс подключения к инженерным сетям и получения разрешений на строительство переведен в электронный формат.
В прошлом году количество государственных услуг, оказываемых в электронном виде, увеличилось в 8 раз.
В этом году 10 важнейших функций акимата будут переведены на «безбумажный» принцип, в электронном формате.
Вся эта работа создает открытую, правовую и финансовую культуру, направленную на то, чтобы не воспринимать коррупцию как социальное явление среди городских жителей.
- В проектном офисе будет действовать Экспертный совет, состоящий из представителей Ассоциации университетов, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Назарбаев Университета, Университета КазГЮУ, НПП «Атамекен», университетов, неправительственных организаций, общественности. ассоциации и бизнес-сообщество.
- Экспертный совет заслушивает отчет руководителя проектного офиса, знакомится с планами работы и результатами проектного офиса, оценивает продвижение проекта и дает рекомендации.
- Основная цель программы — объединение усилий ученых, юристов, экономистов, политологов, социологов, учителей, специалистов в области информационных технологий, а также новых доктринальных подходов и антикоррупционных технологий, направленных на устранение коррупции через Формирование антикоррупционных настроений.Разработка, организация и проведение фундаментальных, исследовательских и прикладных исследований, а также экспериментальная разработка антикоррупционного профиля обеспечивается Институтом антикоррупционных технологий.
Задачи института:
Вовлечение научных, исследовательских и педагогических кадров, студентов, магистрантов, соискателей, докторантов, практиков и других волонтеров в антикоррупционную деятельность;
разработка конкретных технологий (методов, инструментов и приемов), используемых в противодействии коррупции;
разработка и внедрение образовательных программ, методических указаний и рекомендаций;
осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, выполнение работ и услуг (курсы повышения квалификации, мониторинг, выработка рекомендаций, консультационная деятельность, социальные исследования и др.);
проведение социальных опросов;
изучение и накопление международно-правового опыта противодействия коррупции;
правовая экспертиза действующего законодательства и законопроектов страны, в том числе антикоррупционная;
Осуществление сотрудничества с казахстанскими и зарубежными партнерами в деятельности НИИ;
организация научно-практических конференций и других научных мероприятий;
подготовка монографий, статей, научно-аналитических материалов, учебников, учебных пособий в области противодействия коррупции и внедрение их в образовательный процесс организаций образования;
Сбор, обработка и анализ информации, поступающей из общественной приемной «Гражданский контроль».
Предлагаемая структура является основой для кластерного управления этим Проектом.
- Роль проекта в команде управления проектом (Приложение №1).
Раздел 5. Структура управления
Проектный офис |
Экспертный совет |
Команда проекта по 1-му направлению |
Команда проекта по 2-му направлению |
Команда проекта по 3-му направлению |
Команда проекта по 4-му направлению |
Команда проекта на Площадке 5 |
Раздел 6. Содержание проекта
Направление 1. Антикоррупционная культура
Цель : Увеличить долю населения, не признающую признаков коррупции.
Задачи : 1) Повышение антикоррупционной грамотности по всем предметам в сфере образования.
2) Повышение антикоррупционного поведения субъектов образования
3) Превращение школьников, студентов и учителей в лидеров антикоррупционной политики.
- Анализ основных проблем. Современное общество предъявляет образовательные требования к профессиональной подготовке студентов. В сложившейся ситуации важно вести различные виды деятельности без коррупции, понимать цель своей деятельности и ее последствия для общества. Одна из важных целей этого образовательного процесса — внушить будущим профессионалам идею, основанную на принципе некоррупции, при решении любых профессиональных и личных проблем. Соответственно, в контексте антикоррупционной культуры возникает необходимость создания особого типа культуры, учитывающего специфику человеческой деятельности. Республиканская ассоциация молодых специалистов провела исследование коррупции в сфере высшего образования среди казахстанских студентов в рамках финансируемого ЕС проекта «Повышение потенциала казахстанской молодежи в процессе принятия решений, связанных с качеством высшего образования». Согласно опросу, 55% респондентов подтвердили наличие коррупции в высшем образовании, а, по словам студентов, взяточничество на экзаменах или тестах является широко распространенным явлением. Существуют также формы вымогательства, такие как покупка книг или учебных материалов и спрос на услуги. Отсутствует прозрачность в распределении мест в общежитиях. «Если студенты сообщают о коррупции, Какие меры принимает администрация? » На вопрос, многие респонденты ответили, что не знают, что кто-то жаловался на это (46,7%), некоторые затруднились ответить (23%), 9% заявили, что администрация проигнорировала отчет, 9% сказали, что он обсуждался, но только 12% заявили, что администрация увольняла студентов, которые заставляли их давать взятки.
Кроме того, коррупционные правонарушения часто возникают из-за недостаточной правовой грамотности. Незнание гражданами своих прав позволяет людям с плохими намерениями использовать их в своих собственных мошеннических целях и на этом обогащаться.
- Способы решения . Систематическая и масштабная работа с проектными организациями по повышению их правовой и антикоррупционной грамотности, формированию общественного осуждения коррупции, пропаганде антикоррупционного поведения. Превращение проектных субъектов в лидеров антикоррупционной политики, «агентов» перемен.
- Основные направления деятельности по 1-му направлению . «Антикоррупционная культура» .
№ | Название мероприятия | Сроки реализации | Завершить
форма |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. |
Разработка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному просвещению для каждого целевого человека в сфере образования (студентов, педагогов, учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей) |
Апрель — май 2018 г. | проект руководящих принципов, учебных программ | №1 Команда проекта |
2. | Разработка справочника для каждого целевого человека на всех уровнях образования | Июнь Июль
2018 г. |
справочник | №1 Команда проекта |
3. | Включите антикоррупционное образование в учебную программу
(внедрение дисциплин в программы дошкольного, среднего, высшего, послевузовского образования, подготовка учителей, планы работы с родителями) |
Июнь-август
2018 г. |
учебные планы | №1 Команда проекта |
4. | Апробация новых антикоррупционных образовательных программ через регулярную обратную связь с экспертами и психологами в пилотных учебных заведениях г.Алматы. | 2018-2019 учебный год | Отчет об испытаниях | №1 Команда проекта |
5. | Корректировка методических рекомендаций и программ по антикоррупционному просвещению с учетом результатов их апробации. | Июнь-август
2019 г. |
руководящие указания | №1 Команда проекта |
6. | Реализация антикоррупционных образовательных программ во всех учебных заведениях страны. | 2019-2020 учебный год | Проект решения МЧС | №1 Команда проекта |
7. | Разработка системы оценки работы учителей в каждой категории организаций образования (школы, колледжи, университеты). | Июнь-август
2018 г. |
Проект методики оценки работы учителей | №1 Команда проекта |
8. | Апробация системы аттестации учителей в пилотных образовательных учреждениях г. Алматы (включая методику оценки критериев оценки использования антикоррупционных механизмов в их работе)
|
2018-2019
академический год |
Отчет об испытаниях | №1 Команда проекта |
9. | Корректировка системы аттестации учителей по результатам ее тестирования | Июнь-август
2019 г. |
Методы оценки успеваемости учителей | №1 Команда проекта |
10. | Внедрение системы аттестации учителей во всех учебных заведениях страны. | 2019-2020 учебный год | Проект решения МЧС
|
№1 Команда проекта |
11. | Фильмы, мультфильмы, социальные ролики, вайны, каналы YouTube и др. На тему коррупции. создание и распространение. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ РАЗГОВОРЫ (Открытие дискуссионных площадок на базе вузов с участием видных общественных деятелей НКО, Гражданского Альянса, блогеров, лидеров общественного мнения) | Стабильный
На весь период реализации проекта
|
медиа продукты | №1 Команда проекта |
12. | Проведение акций, форумов, флешмобов, Challenge и других акций, направленных на увеличение числа людей, поддерживающих государственную антикоррупционную политику. | Стабильный
На весь период реализации проекта
|
шара | №1 Команда проекта |
13. | (Алматы) Взаимопонимание с родителями о роли Попечительского совета | Апрель-июнь 2018 г. | встреча | №1 Команда проекта |
14. | Создание попечительских советов во всех образовательных учреждениях Алматы. | 2018-2019
академический год |
Проект регламента | №1 Команда проекта |
15. | Усиление роли Попечительского совета | 2018-2019
академический год |
Проект регламента | №1 Команда проекта |
16. | Создание попечительских советов во всех учебных заведениях страны. | 2019-2020
академический год |
Проект регламента | №1 Команда проекта |
- Состав проектной группы по Участку 1 (Приложение 2)
Направление 2. Прозрачное и открытое учебное заведение
Задача: Увеличить количество учебных заведений, полностью соответствующих принципам открытости и прозрачности.
Задачи: 1) Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов образовательных организаций.
2) Открытость и прозрачность в принятии решений образовательными организациями.
3) Открытость и прозрачность в формировании и расходовании бюджетов организаций образования.
- Анализ основных проблем . Формулирование и принятие управленческих решений остается самой закрытой темой, и в связи с этим высок риск коррупции. В то же время прямой контакт чиновников с общественностью при предоставлении услуг может привести к коррупции.
Каждый университет принимает множество решений в своей деятельности. Например, школы принимают детей, делят учеников на классы, оценивают качество образования, нанимают учителей и распределяют часы между ними, переводят на домашнее обучение и так далее. Принимаются решения о выделении общежитий в высших учебных заведениях, выделении университетских грантов на бесплатное обучение, переводе на другие формы обучения (дистанционное, вечернее, заочное), академическом отпуске, стипендиях для обучения за рубежом по программе обмена студентами, более. Местные исполнительные органы и уполномоченный орган в области образования назначают руководителей образовательных учреждений, распределяют между ними гранты и т. Д. решения принимаются по Следует отметить, что в настоящее время требования к должности ректора государственных вузов очень низкие.
В случае индивидуальных решений каждое из решений может быть платформой для коррупции, поскольку оно может быть принято для выгоды и вознаграждения отдельных лиц.
Одной из наиболее эффективных мер по снижению коррупции является автоматизация, поскольку она уменьшает количество ситуаций, в которых может возникнуть коррупция, устраняя человеческий фактор и общение. Например, немедленная передача результатов сертификации в МЧС с помощью информационных технологий для автоматического контроля за выполнением предложенных правил снизит вероятность такой коррупции.
Однако существующие информационные системы в МЧС — «НОБД», «ЕСУВО», «ИАСУД ПНФО» не введены в эксплуатацию и не используются должным образом для предотвращения коррупции.
Также, по данным статистического комитета Министерства национальной экономики, в 2017 году в Казахстане обучается 470 тысяч студентов, из них 131 тысяча обучаются в Алматы. По данным молодежного крыла правящей партии «Нур Отан» «Жас Отан», в Алматы имеется 94 общежития на 30 000 студентов, а это значит, что только каждый четвертый студент в городе имеет общежитие. В этом случае у сотрудников вуза есть возможность отдать предпочтение физическим лицам.
- Способы решения . Необходимо проанализировать бизнес-процессы всех типов образовательных учреждений, сформировать перечень всех принимаемых ими решений и сформулировать предложения по обеспечению прозрачности каждого решения образовательного учреждения, ввести институт общественного контроля, создать коллегиальные органы. , для обеспечения прозрачности данных и другие механизмы. Например, риск коррупции в управлении учениками и студентами может быть уменьшен путем введения анонимности экзаменатора с помощью шифрования, а также разграничения преподавательской и экзаменационной функций учителей.
- Необходимо интегрировать существующие и новые информационные системы МОН, отделов образования акиматов с шлюзом электронного правительства. Для предотвращения коррупции необходимо разработать и принять меры по использованию существующих информационных систем.
В целях повышения эффективности отчетных встреч ректоров национальных вузов с общественностью предлагается утвердить перечень типовых вопросов, которые необходимо публиковать на этих встречах, а также распространить этот инструмент во всех вузах и колледжах страны. страна.
- Основные направления деятельности по направлению 2 . Прозрачные и открытые учебные заведения
№ | Название мероприятия | Сроки реализации | Завершить
форма |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Анализ бизнес-процессов пилотных образовательных организаций Алматы
|
2 — 3 четверти
2018 г. |
Аналитическая справка | №2 Команда проекта
|
2. | Формирование перечня решений, принимаемых организациями образования, по их типам и типам. | 3-я четверть
2018 г. |
список решений | №2 Команда проекта |
3. | Разработка предложения:
обеспечение прозрачности каждого решения образовательных организаций; по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов образовательных организаций |
4-я четверть
2018 г. |
предложение | №2 Команда проекта |
4. | Анализ сайтов образовательных организаций Алматы | 2 — 3 четверти
2018 г. |
Аналитическая справка | №2 Команда проекта |
5. | Предложение по заполнению сайтов для всех учебных заведений Алматы. | 2 — 3 четверти
2018 г. |
предложение | №2 Команда проекта |
6. | Обязательное опубликование вопросов на встречах ректоров вузов с населением. Разработка типового перечня вопросов.
|
2-я четверть
2018 г. |
Типовые списки вопросов | №2 Команда проекта |
7. | Включение в план обязательных ежегодных отчетных встреч с населением для руководителей всех организаций образования.
|
3-4 четверти
2018 г. |
Рекомендация Министерству образования и науки | №2 Команда проекта |
- Состав проектной команды по направлению 2 (Приложение № 3).
Задача: повысить качество образования за счет внедрения антикоррупционных механизмов.
Задачи: 1) Создать в учебных заведениях среду, не приемлющую «отпускные цены».
2) Повышение культа знаний среди школьников и студентов.
3) Введение рейтинга университетов, колледжей и школ по внедрению механизмов академической честности и противодействия коррупции.
- Анализ основных проблем . В целом уровень развития образования в Казахстане высокий. В результате расширения сети дошкольных организаций охват детей 3-6 лет увеличился до 85,8%. Уровень охвата средним образованием высокий (98,1%). Казахстан входит в топ-15 стран в рейтинге TIMSS по качеству начального образования.
При этом средний балл Казахстана в рейтинге PISA на 10% ниже, чем в странах ОЭСР, что свидетельствует о необходимости повышения качества среднего образования.
Согласно Глобальному индексу конкурентоспособности Казахстан занимает 68 место из 138 стран по качеству среднего образования, 63 место по качеству высшего образования, 70 место по уровню подготовки и развития персонала и 100 место по качеству управления школой.
Всего в мировом рейтинге QS WUR названы восемь казахстанских вузов, два из которых входят в топ-300 и топ-400.
Одним из основных факторов, обеспечивающих высокий уровень качества образования, является академическая честность.
На всех уровнях образования в учебных заведениях страны по-прежнему существует «отпускная цена», а незаслуженно высокие оценки стали обычным явлением на ментальном уровне. В результате уровень безработицы в стране со значительным количеством вакансий составляет 4,9% (по данным stat.gov за 4 квартал 2017 года). При этом более 39% безработных составляют молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет, уровень безработицы среди молодежи этого возраста (5,8%). Это возраст, в котором молодые люди заканчивают высшее и послевузовское образование. В то же время более 71% от общего числа безработных имеют высшее и профессиональное образование.
- Способы решения . Создание среды, стимулирующей интерес учеников и студентов к повышению их академической культуры, чтобы образовательные организации стали элементом академической честности. В частности, предлагается создать независимый рейтинг университетов, колледжей и школ для обеспечения академической честности, а внедрение антикоррупционных механизмов должно стать эффективным инструментом институционализации.
- Основные направления деятельности 3- го направления . Академическая честность .
№ | Название мероприятия | Сроки реализации | Завершить
форма |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Разработка правил академической честности студентов и антикоррупционных задач для учителей | Апрель — июнь
2018 г. |
Правила обязательств | Команда проекта №3 |
2 | Обоснование правил академической честности студентов и антикоррупционных обязательств преподавателей во всех образовательных учреждениях страны. | 2018-2019 учебный год | Отчет перед проектной организацией |
Команда проекта №3 |
3 | Изучение опыта образовательных организаций с положительными результатами в обеспечении академической честности (бенчмаркинг). | 2 квартал 2018 года | предложения |
Команда проекта №3 |
4 | Создание эталона во внедрении антикоррупционных механизмов и обеспечении академической честности в различных типах учебных заведений. | 3 квартал 2018 года | методические рекомендации |
Команда проекта №3 |
5 | Разработка системы оценки работы учителей для каждой категории организаций образовательных организаций (школы, колледжи, университеты). | Июнь-август 2018 г. | Проект методологии оценки учителей | Команда проекта №3 |
6 | Тестирование системы оценивания учителей пилотных школ г. Алматы (в том числе использование антикоррупционных механизмов в их работе, методика оценки критериев оценивания) | 2018-2019 учебный год | протоколы согласования | Команда проекта №3 |
7 | Положение о системе аттестации учителей с учетом результатов апробации | Июнь-август 2019 | Методы оценки успеваемости учителей | Команда проекта №3 |
8 | Внедрение системы аттестации учителей во всех учебных заведениях страны. | 2019-2020 учебный год | Проектные решения Минобрнауки | Команда проекта №3 |
- Состав проектной группы по 3-му направлению (Приложение № 4).
Направление 4. Антикоррупционное законодательство в сфере образования
Цель: Устранение конфликтов и коррупционных рисков в законодательстве, регулирующем образование.
Задачи: 1) Предотвращение конфликтов и коррупционных рисков в законодательстве и подзаконных актах
2) Антикоррупционная экспертиза законопроектов
3) Внедрение лучших мировых практик в сфере противодействия коррупции.
- Анализ ключевых вопросов. Несовершенство отраслевого законодательства — главный и самый важный фактор, способствующий коррупции. Положения действующего законодательства Казахстана, в том числе в области образования, создают возможности для коррупции в правоохранительных органах, поскольку существуют правовые недостатки, конфликты, дискреционные полномочия, способствующие коррупции.
Граждане обычно не до конца разбираются в юриспруденции, поэтому сложно правильно понять и интерпретировать положения таких законов.
Таким образом, внешний анализ коррупционных рисков, проведенный Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее — МОН РК), выявил коррупционные риски, такие как несоблюдение таких положений и стандартов и норм государственной службы; Отсутствие перечня оснований для отказа в их предоставлении в стандартах госуслуг; Отсутствие процедур в положениях (действиях) государственной службы; отсутствие правового регулирования тендерных комиссий; полномочия по усмотрению высшего руководства при реализации кадровой политики, утвержденной регламентами образовательных учреждений, утвержденными их внутренними актами, что зачастую исключает проведение конкурсных процедур при отборе кандидатов на вакантные должности;
Например, согласно приказу Минобрнауки от 21 февраля 2012 г. № 57 «Об утверждении Правил конкурсной замены руководителей среднего общего образования» (далее — Правила), (1) если должность директора учреждения среднего образования является вакантным и (2) он занимал руководящую должность после того, как занимал эту должность каждые пять лет. Кроме того, второе основание для реализации конкурсного перевода противоречит пункту 2 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан (согласно этому правилу конкурс проводится государственными учреждениями, государственными предприятиями с вакантными должностями ).
Правила не предусматривают процедуры подведения итогов конкурса, что является существенным пробелом в законодательстве. Процедура собеседования в рамках процедуры конкурса недостаточно регламентирована законодательно и методологически.
Кроме того, в соответствии с пунктом 19 Правил, требования к кандидатам на замену руководителей государственных образовательных учреждений не соответствуют квалификационным требованиям «Об утверждении квалификаций учителей и сверстников», утвержденным Минобрнауки России. 13 июля 2009 г. № 338.
Также сроки полномочий членов комиссии не утверждаются правилами критериев и требований к членам комиссии при их отборе или назначении; порядок изменения или пересмотра состава комиссии в течение определенного периода; правила установления окончательной формы принятия решений членами комиссии, открытой или закрытой (голосованием); требования и критерии оценки членов тендерной комиссии с их участием в процессе собеседования и принятия решений создают условия для принятия субъективных решений, не исключающих коррупцию; Не предусмотрена запись видео / аудиозаписей интервью, которые являются важным антикоррупционным действием, а также доказательством незаконных, субъективных решений конкурсной комиссии, апелляций и жалоб.
Другими примерами правовых пробелов являются правила перевода должностей исследователей и преподавателей высших учебных заведений на конкурсной основе. Не утверждает решения конкурсной комиссии и апелляционные (апелляционные) процедуры, не указывает основания для таких процедур, в том числе в случае явных нарушений прав и законных интересов кандидатов, предусмотренных Правилами, иными внутренними актами, поскольку а также антикоррупционное законодательство. Этот недостаток существенно ограничивает права и законные интересы кандидатов на обжалование неправомерных и противоправных действий, совершенных сотрудниками подведомственных организаций, а также конкурсной комиссией.
Имеются противоречия в Положении о диссертационном совете (далее — Положение), утвержденном приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 г. №126 «Об утверждении Типового положения о диссертационном совете». Совет ».
Таким образом, в соответствии с пунктом 13 Инструкции диссертационный совет определяет дату защиты диссертации не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления документов. В этом случае с момента поступления защитных документов могут возникать риски, не указанные в Положении, в связи с ускорением срока защиты диссертации.
В соответствии с пунктом 14 настоящих Правил допуск рецензента из диссертационного совета противоречит принципам объективности и независимости и создает конфликт интересов.
В соответствии с пунктом 20 Правил, после защиты докторской диссертации ученый секретарь в течение 30 (тридцати) календарных дней составляет аттестационную работу докторанта, которая направляется в Комиссию. По истечении установленного срока аттестационное дело к рассмотрению не принимается.
Действующая редакция Правил необоснованного отказа в приеме создает предпосылки для коррупции.
В соответствии с пунктом 15 Правил диссертационный совет публикует на интернет-ресурсах вуза информацию о защите докторантов и деятельности совета, в том числе видео защиты в течение 5 месяцев.
Однако эта профилактическая мера в высших учебных заведениях не осуществляется в полной мере. Так, согласно анализу Министерства образования и науки Республики Казахстан, 23 из 83 диссертационных работ в 2017 г. не имели видеозаписей диссертаций (по результатам отбора СКС 21 ноября 2017 г. количество видео со временем может увеличиваться).
Кроме того, в материалах экспертного заключения указываются факты непредставления полной версии видеоролика членами Экспертного совета (отсутствие ответов подтверждается защитной стенограммой докторанта).
Как правило, такие нарушения возникают из-за отсутствия правил о личной ответственности членов диссертационного совета, что может привести к коррупции.
- Способы решения . Регулярный анализ нормативных актов, обстоятельств и причин их возникновения для выявления коррупционных рисков. Анализ позволяет избежать возникновения административных барьеров для прав и законных интересов физических и юридических лиц, юридических недостатков, дискреционных полномочий, конфликтов интересов.
Изучение международного антикоррупционного опыта позволит нам перенять лучшие практики, подходящие для ситуации в Казахстане.
Оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности поможет выявить пробелы в нормативных актах и разработать меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики в антикоррупционном процессе.
- Основные направления деятельности по направлениям 4. Антикоррупционное законодательство в сфере образования.
№ | Название событий | Срок реализации | Заключение | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Анализ законодательства в сфере образования для выявления рисков конфликта и коррупции:
законы;
подзаконные акты |
2 – 3 квартал 2018 жыл 3 – 4 квартал 2018 жыл |
аналитическая справка | Проектная группа №4 |
2 | Подготовка предложений по внесению изменений в действующую НПД | 3 – 4 квартал 2018 жыл | проект
NPA |
Проектная группа №4 |
- Состав проектной группы по 4-му направлению (Приложение №5).
Область 5. Информационная поддержка
Цель: информировать общественность о целях и задачах проекта и его реализации.
Задачи : 1) Сильная информационная поддержка проекта.
2) Обеспечение «обратной связи» через СМИ, в том числе социальные сети.
3) Максимальное вовлечение в проект граждан, экспертов, общественных деятелей, субъектов образования и науки.
- Анализ ключевых вопросов . Существующее информационное поле недостаточно способствует предотвращению и недопущению коррупции. Нет систематической информационной работы по формированию антикоррупционной модели граждан. Недостаточно места в Интернете.
В настоящее время группа журналистов СМИ является источниками, которые предоставляют общественности самую свежую информацию и новости. Однако часто эти новости воспроизводятся не из прямых источников, а из личного контекста и вторичных источников, что не всегда точно и полностью отражает правильный и полный смысл действий, предпринимаемых населением. Следовательно, необходимо не только регулировать точность представления информации, но и повышать журналистскую этику.
Поскольку крупнейшими пользователями сетей являются молодые люди, они часто читают новости в социальных сетях, и, учитывая их возраст и понимание ситуации, PR-менеджер обязан предоставлять компетентную информацию разным контингентам необходимой информации. Эта работа состоит из правильного отбора экспертов, которые должны правильно отслеживать различные типы размещения сетей, чтобы развернуть сети, позволяющие сформировать объективное мировоззрение, направленное на минимизацию риска коррупции.
Информационно-имиджевая работа — это не разовая кампания, а часть повседневной работы организации, направленная на достижение наших целей и задач, основная задача нашего отдела — формирование положительного мнения среди населения об антикоррупционных мерах и мерах. доверие к институту власти.
- Пути решения . Информационную работу нужно проводить регулярно. Информация о реализации проекта должна быть тщательно подготовлена для каждой целевой категории. Предварительно содержание и формат информации оцениваются психологами для приема определенных категорий людей.
Следует создать специальную PR-группу из журналистов, блогеров, общественных деятелей, активных школьников и студентов, чтобы создать прямую информационную платформу для проекта. Они должны быть обучены правильному представлению информации и другим медийным технологиям и пройти соответствующую подготовку (навыки публичных выступлений, разговорные навыки и т. Д.).
Формирование определенной группы PR-специалистов, которые следят за социальными сетями, СМИ, анализируют новостные сайты, регулярно комментируют для обратной связи.
- Основные направления деятельности 5. Информационная поддержка.
№ | Название событий | Срок реализации | Заключение | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Создание PR-группы из журналистов, блогеров, общественных деятелей, активных школьников и студентов. | Апрель 2018 г. | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5
|
2 | Формирование активного Social Media Marketing (маркетинг в социальных сетях (англ.) | Апрель 2018 г. | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5 |
3 | Создание личного сайта, YouTube-канала, Интернет-канала, Call-центра. | Апрель 2018 г. | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5 |
4 | Непрерывное обучение PR-групп навыкам правильной подачи информации и другим медиатехнологиям. | на протяжении жизни проектного офиса | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5 |
5 | Создание списка экспертов, общественных деятелей, представителей общественности в сфере информации создает положительное отношение к работе проектного офиса. | Апрель — май 2018 г. | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5 |
6 | Постоянный мониторинг информации и комментариев в СМИ о работе проектного офиса. | на протяжении жизни проектного офиса | Отчет проектного офиса | Команда проекта №5 |
- Состав проектной группы по направлению 4 (Приложение № 4).
Раздел 7 . Ожидаемые результаты проекта
- Увеличение доли населения, поддерживающего антикоррупционную политику государства и предотвращающего коррупцию через систему образования;
- Повышение качества обучения внедрению антикоррупционных механизмов;
- Создание антикоррупционной системы в кластерном формате;
- Разработка и внедрение инновационных антикоррупционных технологий, основанных на научном подходе.
Раздел 8 . Ограничения и предположения
Имя | Описание |
Ограничения | |
Финансирование мероприятий, проводимых в рамках проекта | Отсутствие (отсутствие) в бюджете государственного органа на текущий год мероприятий, проводимых в рамках проекта. |
Необходимость государственных закупок | Продолжительность процедуры государственных закупок |
Слабая координация и взаимодействие между организаторами | Участие в проектах по кадровому надзору, долгосрочные процедуры согласования в госорганах, непонимание работы участников проекта. |
Загруженность членов команды проекта по основной работе | Недостаточная активность, нарушение сроков выполнения мероприятий, связанных с основной работой участников проекта. |
Недостаточно ресурсов для реализации проекта | Недостаточное количество людей, участвующих в проектных группах |
Нормы действующего законодательства | Запреты и ограничения на выполнение определенных действий, регулируемых нормативными актами |
Прогнозы | |
Изменение условий | Обзор задач, сроков выполнения мероприятий в проектном офисе |
Финансирование | Возможность финансирования проекта в рамках других республиканских и региональных проектов и мероприятий. |
Изменение состава проектных команд | Возможность изменить количество проектных команд, изменить роль членов команды управления проектами. |
Внесение изменений и дополнений в Устав | Возможность вернуть настоящий Устав на доработку с учетом приоритетов задач при реализации проекта, изменения обстоятельств. |
Привлечение специалистов разного профиля | Возможность нанять специалистов на короткий или длительный срок (эксперты, психологи, представители СМИ, конфликтологи, IT-специалисты) |